Внимание! В Вашем браузере отключена функция JavaScript!!!


Пожалуйста включите JavaScript, затем обновите страницу.

Развлекательный портал Holi-Doli

Рейтинг@Mail.ru
Интеллектуальная поисковая система Nigma.ru         


Статьи

| RSS
Подписаться на обновления: 

Главная » Каталог статей » Почитать интересного » В мире / На сайте » Табор уходит в веру

Табор уходит в веру
Табор уходит в веру

Цыган Иванов ради веры в Бога пошел против табора, но табор последовал за ним


Когда
отец Элизбар был еще Эдиком, город Кимры имел репутацию героиновой
столицы Центральной России. Электричку из Москвы в народе называли
«зеленой иглой»: в последний вагон нормальные люди не садились — в нем
ехали только наркоманы. Все торчки в радиусе трехсот километров
съезжались за дешевым героином сюда, на станцию Савелово, а точнее
— в Голливуд: так здесь называют цыганский поселок. Местная молодежь
быстро освоила нехитрый бизнес: ты, москвичонок, постой на перроне,
я вместо тебя сбегаю в табор, а десять процентов отсыплю себе. Очень
скоро найти в городе подростка с адекватным выражением глаз стало
непросто.


— В Голливуде у нас живут цыгане венгерские, называются ловари,
— рассказывал мне в ту пору местный сотрудник спецслужб. — Они здесь
появились в конце шестидесятых годов, после того как их турнули
с Украины. Сначала эти ловари развернули торговлю нелегальным
алкоголем, а в девяностые годы перешли на наркоту. Занимаются этим,
разумеется, под прикрытием местного РОВД. Есть у нас тут еще и свои
цыгане, русские, в поселке Чернигово живут, фамилии почти у всех
— Ивановы. Ловари с Ивановыми терпеть друг друга не могут, это повелось
еще с тех пор, как бароном у венгерских был Рыба — это слово у цыган
означает примерно то же, что у нас «бугай, мачо, мужик». Этот Рыба был
очень охоч до женского пола, и ловари воровали ему цыганок среди
Ивановых. Естественно, русским цыганам это не нравилось. Они вообще
ребята неплохие и даже честные — наркотой не занимаются, только воруют.


Эдик — он как раз был из черниговских, но с тех пор информация
об их «честности» слегка устарела. Ивановы, глядя на голливудских, тоже
взялись за героин. А сотрудника спецслужб, с которым мы тогда душевно
пообщались, перевели на повышение в Тверь, там он два года прожил
в собственном кабинете, ожидая обещанной квартиры, наконец совсем устал
бескорыстно любить родину и уволился.


— Торговать, конечно, у нас продолжают, но уже не в тех масштабах,
— рассказывает десять лет спустя священник Преображенского собора отец
Андрей Лазарев. — После серии громких публикаций в СМИ
правоохранительные органы взялись за Кимры основательно, и теперь
эпицентр наркоторговли переместился в другие замечательные города.


— А правда, что вы готовы были в то время благословить прихожан на цыганский погром?


— Правда.


— Но это же не по-христиански.


— А смотреть, как гибнут дети, и бездействовать — это по-христиански?!
Представьте себе, что у вас в городе появилась огневая точка,
из которой каждый день пулемет лупит по мирным жителям, по вашим детям.
Что вы будете делать? Нет такой заповеди — «не защити».


Дьякон Иванов только что отслужил литургию

Дьякон Иванов только что отслужил литургию




Если снять этот эпизод на видео, а потом посмотреть с выключенным
звуком, то можно подумать, что мы беседуем о погоде. Этот православный
священник уже давно по-буддистски спокоен в любой ситуации. Когда он видит, как в очередной раз какая-нибудь
цыганка провожает его жестом типа «тебе не жить», он только улыбается
в ответ. Однажды отец Андрей ввязался в борьбу с долгопрудненской
азербайджанской наркомафией. Довоевался до того, что брать его
по надуманному обвинению в экстремизме в Кимры приехали три автобуса
ОМОНа. Но прихожане загородили своего священника иконами, и милиции
пришлось отступить. Среди тех, кто защищал тогда «попа-ксенофоба» от правоохранительных органов, был и цыган Эдик Иванов.


«Это было как во время хорошей пьянки»


— Честно говоря, в церковь я тогда пришел, как в ювелирный магазин,
— дьякон Элизбар произносит слова медленно, нараспев, как будто
не говорит, а гадает. — Очень хотелось крестик на груди носить,
а надеть его просто так нельзя, надо покреститься. И знаете что?
Я до сих пор не понимаю, что со мной тогда произошло. Вроде и слов-то никаких жгучих после крещения батюшка не говорил, только через два дня я почему-то
бросил пить, еще через два — курить, это не говоря уж об остальном.
А через месяц уже не пропускал ни одной службы. Это было как во время
пьянки: глотнешь чего-нибудь не того — и вдруг тебя
накрывает с головой. Разница лишь в том, что похмелье после того глотка
не наступает уже десять лет и с каждым годом мне становится все лучше
и лучше.


Отец Андрей грешным делом поначалу думал, что это засланный казачок.
С чего бы это вдруг семнадцатилетний цыганенок после каждой службы
провожает его до дома, задает кучу вопросов о духовной жизни и ловит
каждое слово? Даже среди русских такое случается крайне редко, а тут
— цыган. «Ты бы хоть Евангелие для начала почитал и Деяния Апостолов»,
— предложил ему будущий духовник, когда понял, что мальчик
воцерковляется всерьез. «Обязательно почитаю, батюшка, — ответил Эдик.
— Вот только читать научусь — и почитаю».


Иногда Элизбару кажется, что Иисус Христос чем-то похож на цыгана

Иногда Элизбару кажется, что Иисус Христос чем-то похож на цыгана





Выяснилось, что парень, как и большинство местных цыган, ни дня
не учился в школе. Иванов тут же сел за Евангелие, написанное
на церковнославянском. В конце издания прилагался краткий самоучитель
языка. Затем освоил Апостол и Псалтирь. Через пару месяцев перед отцом
Андреем предстал уникум — Эдик оказался человеком, который язык первых
русских христиан понимал лучше, чем речи Путина и Медведева.
Он и сейчас порой невольно пугает продавцов в магазине какими-нибудь «еси», «паки», «дондеже» и прочими словами-ископаемыми.


— Но сложнее всего оказалось не грамоту освоить, — улыбается отец
Элизбар. — Самым трудным для меня знаете что было? Бросить танцевать.
Я очень хорошо танцевал. И по-русски, и по-цыгански.
На дискотеках мне все кричали: «Еще! Еще!» Вот уже лет семь, как я этим
не занимаюсь, а очень хочется, очень. Иногда танцую во сне, и так все
это реально вижу, что, когда просыпаюсь, даже мышцы болят.


Отец Элизбар живет в древней купеческой избушке на первом этаже.
Отец Андрей занимает в этой же избушке второй этаж. Я начинаю
осознавать, что это значит, когда слышу сверху легендарные раскаты бас-гитары из песни «Smoke On The Water». Поднимаюсь наверх и столбенею: оказывается, отец Андрей классиков хард-рока не слушает, а лабает самостоятельно. Уселся на диванчике и прямо в рясе гнет свою солягу. Причем профессионально так гнет.


— Эхо юности, — пытается оправдываться рокопоп Лазарев. — Я ведь
только пятнадцать лет назад священником стал, а до этого играл в одной
ярославской рок-группе. Нас там шестеро было. Потом трое
спились и скололись, а трое стали священниками. Сначала отец Александр,
он теперь в Удомле служит, затем отец Виктор, он остался в Ярославле,
а потом и я. Просто приехал к другу в храм и понял, что вот оно, нашел.
Столько лет прошло, а мы все равно иногда встречаемся и играем. Отец
Виктор недавно новый Gipson купил. Так полегчало ему после этого, что
даже сахар в крови понизился.


Дьякон Элизбар о чем-то задумался. Наверное, о том, что когда-нибудь и он будет втихаря топотать по деревянному полу. А что? Танцевал же царь Давид, прославляя Господа. Вы что-то имеете против царя Давида?!


«Единственная вера цыган — это суеверие»


В таборе загадочные изменения в юной душе цыгана Эдика понимать
отказались наотрез. Когда стало известно, что он уже заделался
алтарником, это было воспринято примерно так же, как если
бы он поступил в школу милиции. Дальнейшие события сам отец Элизбар полушутя-полусерьезно называет «гонениями».


Отец Андрей Лазарев считает, что вера способна творить и не такие чудеса

Отец Андрей Лазарев считает, что вера способна творить и не такие чудеса





— «Ты чего нас позоришь?!» — это были самые добрые слова из тех,
которые мне приходилось слышать, — вспоминает дьякон. — В приступах
гнева мать обещала перевешать всех священников. Отчим ее подзуживал. Братья-сестры молчали, потому что побаивались: я все-таки старший.


— Я, наверное, чего-то не понимаю. Русские цыгане — они ведь вроде христиане. По крайней мере, на своих могилах кресты ставят.


— Ох, сложный это вопрос, очень сложный, — вздыхает бывший Эдик.
— Как правило, ромалы называют себя приверженцами той религии, которая
вокруг них. Но на самом деле вера у нас всегда одна, и как ее назвать,
я даже не знаю. Цыгане — это самые большие суеверы на планете. Они
верят во все и ни во что не верят. Они очень боятся всего, чего
не понимают. Они готовы соблюдать какие угодно обряды, но не ради
любви, а из чувства страха. Любая религия для них сразу же становится
язычеством. Они не понимают, что такое молиться. Молитва для них
то же самое, что колдовство.


С тех пор как Эдик стал много времени проводить в церкви, всякую семейную неудачу в таборе стали приписывать ему. Кто-нибудь заболел или умер, кого-нибудь посадили в тюрьму или подсадили на иглу, кто-нибудь
разбил машину или проигрался в карты — на все теперь было один ответ:
«Это ты наколдовал». Дома Эдику запретили молиться, но хитрый цыган
придумал, как обмануть родню.


— У нас в доме нет водопровода, зато на чердаке есть большой бак для
воды. Каждый день его надо с помощью насоса наполнять, чтобы вода
по трубам попадала в санузел. Я вызвался быть бессменным
водопроводчиком. Повесил на чердаке иконы и, пока насос работал,
молился. Это продолжалось несколько лет, но однажды меня засекли соседи
и пришли в гости ругаться. Они были уверены, что мое «колдовство»
— дело общественной важности, поскольку наносит ущерб не только нашей
семье, но и всему табору.


Слова первых русских христиан цыган Иванов теперь понимает лучше, чем язык Путина и Медведева

Слова первых русских христиан цыган Иванов теперь понимает лучше, чем язык Путина и Медведева




Эдику устроили товарищеский суд и отправили в ссылку к бабушке. Но очень скоро страшно об этом пожалели.


Дело в том, что бабка Иванова всю жизнь была авторитетнейшей
гадалкой. К ней приезжали клиенты не только из Твери, но и из Москвы,
и фамилии попадались такие, что даже страшно их здесь произносить.
И что вы думаете? Как только Эдик начал воцерковляться, баба Рая стала
терять силу. Одна осечка, другая, пятая, десятая — в конце концов вся
клиентура разбежалась, а внука-кол­дуна родственники чуть не убили, и их в чем-то можно понять: доходы от гаданий составляли изрядную долю семейного бюджета.


— Видать, дар-то у бабки твоей был не оттуда, — качает головой отец Андрей.


— Да вроде она всегда Бога в помощники призывала, — пожимает плечами отец Элизбар.


— А как это будет по-цыгански?


— Если к нему обращаться, то «дэвла». А просто «Господь» будет «дэвел».


— Эдик, — почесал в затылке отец Андрей, — кажется, пора тебе английский учить.


«Наркоманов я отгонял от ворот дубиной»


Последней каплей для соплеменников стало то, что Эдик
по благословению отца Андрея попер против основного бизнеса
черниговских — наркоторговли.


— Когда батюшка меня на что-то благословляет, я никого не боюсь — ни своих, ни чужих, — говорит дьякон, и глаза у него искрят. — Поэтому в какой-то
момент я совсем страх потерял. У меня появилась дубина, которой
я просто отгонял наркоманов от наших ворот. Родственники набрасывались
на меня с кулаками, но я обманывал их, говоря, что, по моим данным,
сегодня должен нагрянуть тверской ОМОН, поэтому лучше не торговать. Они
думали, что я колдун, поэтому верили, но недолго.


В конце концов Эдик довел свою семью до крайней нищеты. Отчиму
пришлось устраиваться на стройку, матери — заводить свиней, а вместо
торговли героином семья занялась скупкой металла. Любви к старшему сыну
от этого в семье не прибавилось. Дошло до того, что домой Эдик стал
приходить только ночевать. Молился теперь где придется.


У дьякона Элизбара и его жены Людмилы пока одна дочь Александра, но это не предел

У дьякона Элизбара и его жены Людмилы пока одна дочь Александра, но это не предел




— Я однажды заметил, что, когда храм закрывается, он идет в соседний
парк и часами там стоит на коленях, причем дело было зимой,
— вспоминает отец Андрей. — Я ему тогда говорю: «Ты чего мерзнешь?
Приходи ко мне домой, я тебе выделю комнатку, будешь там молиться».
Он стал много времени проводить у нас. Мы тогда как раз устраивали
в школах просмотры документального фильма о вреде наркотиков, и Эдик
с радостью подключился к этому делу. Рассказывал старшеклассникам
историю своей жизни, объяснял, какой это ад, зазывал в нашу спортивную
школу, занимался там вместе с ними карате и греко-римской борьбой. А в прошлом году на Пасху даже принял участие в крестном ходе по территории цыганского поселка.


— Наши, когда увидели, что на табор движется толпа с хоругвями,
милицией и даже пожарной машиной, решили, что их идут бить, — улыбается
отец Элизбар. — Самые крутые цыгане тут же попрыгали в машины и уехали,
те, что попроще, попрятались в домах, а на улицу выгнали женщин и детей
для прикрытия. Но когда поняли, что мы пришли с миром, дико
обрадовались, высыпали на улицу и даже аплодировали, когда отец Андрей
возглашал: «Христос воскресе!» Только на меня косо смотрели, но это
ничего.


Между тем карьера Эдика Иванова резко пошла вверх. Его заметил
владыка. К тому времени будущий отец Элизбар уже получил должность
старосты храма в честь Иерусалимской иконы Божьей Матери в Белом
Городке, в пятна­дцати километрах от Кимр. Двадцатипятилетний цыган
твердо решил посвятить себя церкви и лишь колебался, примкнуть
ли к черному духовенству или к белому.


Архиепископ Виктор лично приехал в Кимры, чтобы позвать непростого
неофита к себе в иподьяконы. Если бы Эдик согласился, то стал
бы служить вместе с владыкой и занял бы в епархии весьма заметное
положение. Совсем измучившись вопросом выбора, он испросил совета
у своего духовного наставника. Отец Андрей с присущим всем рокерам
наплевательским отношением к чинам и званиям пошел поперек владыки
и ответил, что, по его мнению, в России должны умножаться православные
семьи, и вообще — давно пора тебе, Эдик, жениться и принимать
священнический сан, а соседка с первого этажа очень даже ничего.


«Ромалы, мы еще свой храм строить будем!»


— Сначала мне подруги говорили так: «Да, он хороший парень,
но он же цыган!» — вспоминает матушка Людмила, жена отца Элизбара,
вынимая из кроватки дочь Александру. — Потом стали говорить: «Да,
он хороший парень, но он же священник!»


Сам Эдуард так был увлечен своими отношениями с Богом, что даже
не замечал, как хитрая бабушка Людмилы, Антонина Михайловна, встречая
его на улице, каждый раз жалуется, что уже совсем стара стала, и как
бы ей дожить до свадьбы внучки, и чтобы зятька хорошего Бог послал. А уж сам-то
зятек ни капельки не пожалеет: девушка тихая, скромная, умная
и хозяйственная, отец инженер, мать воспитательница, а талия
— пятьдесят девять сантиметров.


Цыган-небожитель не придавал этим разговорам никакого значения. Зато их смысл быстро просекла еще одна матушка Людмила — супруга отца Андрея.


— Она-то нас и свела, — рассказывает матушка Людмила
вторая. — Первый раз наше свидание прошло неудачно: мы друг друга
не поняли и пришли в разное время в разные места. Но пока это
единственный случай, когда у нас возникло какое-то непонимание.


Протоиерей Андрей Лазарев и дьякон Элизбар Иванов возле своего общего дома в Кимрах

Протоиерей Андрей Лазарев и дьякон Элизбар Иванов возле своего общего дома в Кимрах




Зятьком Антонины Михайловны Эдик стал через полгода после первого
свидания с ее внучкой. Цыганская родня сначала приняла это в штыки
— несмотря на все размолвки у них, оказывается, уже была припасена для
сына невеста. Тоже очень хорошая барышня: с тех пор уже четыре раза
успела побывать замужем.


— У нас это просто делается, — улыбается дьякон Иванов. — Цыгане
ведь загсов не признают и даже в церкви венчаются очень редко. Вошел
в дом — вот ты и жених. Вышел за порог — вот ты и разведенный.


На венчании из всего табора были только две сестры — родная
и двоюродная. Милые девушки, обе уже сидят в тюрьме. Но вскоре родня
сменила гнев на милость, тем более что избранница Элизбара, несмотря
на русскую кровь, внешне оказалась очень похожа на цыганку. В гости
к сыну, правда, соплеменники пока не суются, но когда он сам с Людмилой
их навещает, накрывают стол и всячески демонстрируют радушие.


— Не любят только, когда я в подряснике появляюсь, — говорит дьякон.
— Они этого страшно боятся. Для цыган священник — это еще и человек,
который имеет дело с мертвецами. А у нас люди очень боятся мертвых,
и прикосновение к неживому телу считают осквернением. В этом есть что-то ветхозаветное. Но я им говорю: «Ничего, привыкайте. Думаете, я последний священник-цыган? Как бы не так! Мы еще свою церковь строить будем». Недавно, кстати, моя мать покрестилась. Тайком, как и я когда-то.
А вон, видите, рабочие дорогу делают? Вон тот, который на левой
обочине, — это мой двоюродный дядя. Он недавно привел ко мне своих
детей крестить, а сам бросил торговать героином и теперь асфальт
укладывает.


На элизбаровой «семерке», перекатываясь с колдобины на колдобину,
мы едем к месту приписки дьякона, в церковь поселка Белый Городок.
По дороге хотели заскочить в табор, но выяснилось, что там сейчас
не до нас: гвардейцы Госнаркоконтроля, переодевшись газовщиками,
провели результативную операцию. Элизбар со своими уже созвонился
и лишний раз убедился, что те завязали с наркотой всерьез и надолго:
у правоохранительных органов претензий к ним не оказалось.


«Лучшим другом Элизбара был Бензин»


Все, кто первый раз встречается с отцом Элизбаром, уверены, что это
цыганское имя: спасибо Лойко Зобару, герою фильма «Табор уходит
в небо», которого духовное чадо отца Андрея страшно не любит. На самом
деле Элизбар — это грузинский святой, живший в семнадцатом веке
и принявший мученическую смерть от персидского шаха Аббаса II. Просто
по святцам в день, когда Эдика Иванова рукоположили в дьяконы, это был
единственный святой, имя которого начиналось на букву «Э».


— Их было трое, — рассказывает житие святого Элизбара дьякон Иванов. — Шалва, Элизбар и Бензин…


Когда бывший Эдик Иванов звонит в колокола, он забывает, как его зовут и какой он национальности

Когда бывший Эдик Иванов звонит в колокола, он забывает, как его зовут и какой он национальности




— Бензин?! Быть не может!


— Я сам удивился, но это так, — разводит руками отец Элизбар. — Все
трое были князьями и прославились тем, что освободили от персов
Кахетию. Но потом грузинский царь Вахтанг V принял ислам и выдал
их шаху — прямо как Караджича. Там Элизбара и Шалву пытались обратить
в ислам, но безуспешно. Тогда их долго пытали, а затем обезглавили.
Бензина же в знак позора одели в женское платье и возили по городу
на осле. Когда же и после этого он не отрекся от веры, его предали
мучительной смерти: тело разделили по суставам, а голову отрубили. Вот
это вера была у людей! — вздыхает Иванов.


Добравшись до Белого Городка, я первым делом взял в  руки «Четьи-Минеи». Бензин, слава Богу, оказался Бидзином, но это простительно: историю своего святого новоиспеченный дьякон воспринимал со слуха.



— Какие планы на будущее? — задаю бывшему Эдику вопрос с подвохом. — Небось, всю жизнь в дьяконах ходить не собираешься?



— Очень даже собираюсь, — мы еще только подходим к воротам храма,
но мой собеседник уже переходит на шепот. — Понимаешь, иерей во время
литургии символизирует Христа, а дьякон — всего лишь ангела. Мне
кажется, являть собой образ Спасителя я не достоин ни сейчас,
ни впредь. Да и задача у дьякона другая. Священник наделяет службу
смыслом, а дьякон — красотой. Это как танец, понимаешь? Я ведь хотел
танцевать — вот я и танцую.



Храм Иерусалимской иконы Божьей Матери стоит в красивейшем месте
— на стрелке, где сливаются реки Хотча и Волга. С трех сторон вода,
и когда находишься внутри, кажется, что ты на корабле, а настоятель
храма отец Александр и дьякон Элизбар — это капитан и штурман, ну,
а отец Андрей, который в это же время служит в Кимрах, — лоцман,
который подает своему духовному чаду точные сигналы, чтобы тот
не сбился с курса.



— Во всей этой истории нет ничего удивительного, — считает отец
Александр. — Я в детстве жил рядом с цыганами и хорошо их знаю. У этого
народа много пороков, но есть одно очень важное достоинство
— открытость, искренность, простодушие. Они чистосердечны и во зле,
и в добре — смотря в какое русло это качество направить. В Евангелии
сказано: «Если не обратитесь и не будете как дети, не внидете в Царство
Небесное». Цыгане — это как раз те самые евангельские дети. Пока что
это дети-бес­при­зорники, но я не удивлюсь, если лет
через пятьдесят они покажут нам пример благочестия. История
христианства таких примеров знает немало.


Отец Элизбар карабкается на колокольню. Литургия закончилась, время
звонить — он это дело любит. Здесь, наверху, кажется, что мы на высокой
мачте, даже есть ощущение, что башня качается на волнах. Если
вы в ясную погоду подлетаете к Шереметьево на самолете, то нас очень
хорошо видно: видите, вон там, впереди, канал имени Москвы? А прямо под
вами — яркий блик от золотого купола, прямо на крутом берегу. Хорошо
видно? Нет? Ну, ладно, летите дальше.


«Известия», специально для «РР»


Фотографии: Сергей Каптилкин для «РР»



Решили себе приобрести жилье? Думаете где выбрать и где бы посмотреть. Посмотрите в сторону каталога Продажа квартир у метро Водный стадион. Быть может именно тут вы подберете себе ту квартиру которая вас устроит. Ведь наверняка жилье уже ждет вас. Остается только увидеть его среди других объявлений и приобрести.


[ Получить прямую ссылку ]

Спасибо за то, что вы посетили наш сайт Развлекательный портал Holi-Doli и прочитали статью "Табор уходит в веру". Надеемся, что она вам понравилась и вы в будущем будете продолжать заходить на наш сайт. На сайте Развлекательный портал Holi-Doli расположено множество интересной информации находящейся в разных категориях. Статья "Табор уходит в веру", которую вы читали, находится в разделе "Статьи" ,в категории "В мире / На сайте".

Если вам понравилась статья "Табор уходит в веру" то возможно вы захотите ее
либо добавить в                

Возможно вам так же будут интересны похожие материалы:Если материалов нету, ну значит ничего похожего еще не написали.
Категория: В мире / На сайте | Добавил: Ater (06.08.2009) | Автор: «Известия», специально для «РР»
Просмотров: 977 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]